Чернавино. Рядом

Чернавино. Рядом
По соседству с базой отдыха "Староладожская Дача" расположена старинная деревня Чернавино. Колоритная пешеходная прогулка до неё, через ближайшие поля, займёт не более двадцати минут и может стать частью вашего оздоровительного маршрута.
Упоминание о деревне Чернавино встречается еще в переписных оброчных книгах 1499 года, но тогда она называлась — Васильевское.

По сохранившимся историческим документам, у деревни с начала XVI века стоял Васильевский мужской монастырь, который упоминается в исторических документах середины XVI века. В монастыре было две церкви — деревянная «на каменной подошве» Благовещенская и каменная церковь св. Василия Кесарийского, а также деревянная колокольня «на восьми столбах». На территории монастыря располагался скотный двор, мельница, трапезная с сенями, пять келий.

Васильевская церковь была одной из древнейших церквей в этих местах.

Первая каменная церковь здесь была построена в традициях новгородской архитектуры еще в первой половине XIV века при новгородском архиепископе Василии (скончался в 1352 году) в честь тезоименитого ему святителя.

Каменные церкви в те времена обычно строились в монастырях, и тот Васильевский храм, возможно, был построен в уже существовавшем монастыре. Но время основания монастыря неизвестно. Монастырь впервые упоминается в исторических документах середины XVI века. Часто бывало, что на месте каменного храма ранее стоял деревянный, и, возможно, сначала он был приходским, а позднее, после открытия монастыря, перестроен в камне.

Известно также, что в середине XVI века в монастыре были собственные рукописные книги. Позднее небольшая монастырская библиотека пополнилась ценными рукописными книгами из Валаамского монастыря.

В 1611 году, когда северо-западные территории русского государства подверглись нападению шведов, был полностью разорен Валаамский монастырь. Будучи лютеранами, шведы не щадили православные обители. Часть братии Валаамского монастыря, спасая ценности и святыни, на некоторое время нашли приют в Лапоге, в Никольской обители.

После подписания русско-шведского мира (1617 г.), валаамские монахи, скитавшиеся тогда по новгородским и псковским землям, были определены в Васильевский монастырь.

В 1618 году валаамский строитель Сильвестр подал челобитную царю Михаилу Романову, прося позволения занять пустовавший монастырь Василия Кесарийского в городе Ладоге. Так несколько валаамских монахов поселились в Васильевском монастыре.

Когда валаамские иноки пришли в Васильевский монастырь, то застали здесь полное запустение: лишь три послушника-сторожа охраняли обитель от совершенного исчезновения. В материалах переписи 1620 года в Васильевском монастыре значится единственная келья, в которой живут строитель Сильвестр и 8 человек валаамских старцев. Единственная каменная церковь в 1620 году стояла «осыпавшейся», а сам монастырь был в таком состоянии, что начал «ставиться после войны немецких людей вновь». В документах 1627 года говорится, что богослужения в нем освещались дранью, и братия жаловалась что «в церкви Божией служачи с лучиною, образы закоптели».

Но все-таки за время пребывания в обители валаамские иноки обустроили монастырь, построили деревянный храм во имя Преображения Господня по образцу и в память такового на Валааме, возобновили на некоторое время и старую каменную церковь св. Василия Кесарийского.

Однако ко второй половине XVII века Васильевский храм обветшал настолько, что его были вынуждены разобрать, а на его фундаменте в 1684-1686 гг. на средства воеводы Тихона Бестужева был возведен новый храм св. Василия Кесарийского с трапезной, крыльцом у западного фасада и небольшим приделом на южной стороне. Этот храм существует до сих пор. Несмотря на то, что известно время его постройки, при взгляде на него создается впечатление, как будто он был построен намного раньше.

Дату возведения каменной церкви — 1684-1686 гг. — подтверждает дендроанализ спила конькового бревна трапезной палаты, который был сделан в лаборатории дендрохронологии Института археологии Российской Академии наук. Бревно оказалось спиленным в первой половине 80-х годов XVII века.

Когда в 1680-х годах строили новую церковь на месте прежней, строители церкви, вероятно, пытались воссоздать архитектуру ранее существовавшей церкви с сохранением ее плана, как это порой бывало в России при возобновлении старых развалившихся церквей. Поэтому в облике храма XVII века можно усмотреть черты храмов более ранних периодов.

Храм св. Василия Кесарийского имеет очень простое архитектурное решение. Это небольших размеров одноапсидная бесстолпная церковь. В плане здание представляет собой квадрат с полуциркульной апсидой с восточной стороны. Главный вход в храм расположен с западной стороны, где к основному объему примыкает трапезная с небольшим крыльцом. С южной стороны церковь имеет небольшой придел Благовещения с открытой папертью. Длина храма по оси восток-запад почти 17 метров, с севера на юг — 14,5 метров.

Здание выстроено в новгородской строительной технике и имеет некоторые черты старинных новгородских храмов: это трехчастное разделение алтаря, наличие полатей или хор, толстые стены, устройство главного престола из камня и помещение жертвенников в стенных впадинах. Все это не характерно для более поздних строений, особенно последней половины XVII-го века. Но по своему плану церковь близка к деревянным рубленым сооружениям клетского типа, которые строились в северных областях России, с характерным членением здания на три объема: основной куб и примыкающие к нему пониженные придел и трапезная, оттуда же заимствована и система покрытия храма. В декоре здания есть некоторые черты, свойственные московской архитектуре.

Стены сложены из местного грубо обработанного известняка, только арки сводов и барабан выложены из кирпича, а сверху нанесен тонкий слой известковой обмазки. При незначительных размерах храма бросается в глаза толщина его стен – от полутора до трех метров — с большим запасом прочности, а кладка местами неровная и стены кривоваты. Вероятно, и мастер-строитель, не имеющий большого опыта в каменном строительстве, но знакомый с разными типами древнерусской архитектуры, и каменщики, — все были местными жителями; бедность монастыря не позволила пригласить строителей более высокого уровня из Новгорода.

Главный придел и трапезная покрыты двускатной крышей, которую венчает барабан с небольшой луковичной главкой. Благовещенский придел также перекрыт двухскатной крышей с небольшой главкой. Главки покрыты лемехом. На углах всех фасадов здания расположены широкие лопатки, которые подчеркивают центральную часть храма. Здание украшает фигурный перспективный портал входа и такие же окна со стрельчатыми завершениями. Под карнизом здания выложен поребрик, опоясывающий все здание, так же украшены главный барабан и алтарная апсида.

Интересна история и второй монастырской церкви — Благовещения Пресвятой Богородицы.

В Дозорной книге 1620 года из документов Новгородской Духовной консистории рядом с церковью во имя Василия Кесарийского значится церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы: «в Васильевском монастыре церковь бывала каменная, а ныне развалилась до основания, во имя Василия Кесарийского, другая церковь деревянная на подошве каменной, во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, с трапезою и с келарской».

Таким образом, в то время деревянная церковь Благовещения была единственным действующим храмом в Васильевском монастыре. В 1684 году Благовещенская церковь была разобрана и перенесена в качестве придела во вновь отстроенную церковь св. Василия Кесарийского.

В том же 1684 году была возведена новая деревянная церковь Преображения Господня, возможно, с использованием фундамента оставшегося от церкви Благовещения. А в 1857 году эта Преображенская церковь была перевезена на Валаам — в память о том времени, когда валаамские монахи нашли приют в Васильевской обители. Церковь была поставлена на каменном фундаменте на острове Монашеский и освящена в 1858 году.

В 1871 году на средства купца А. Рыбина по проекту архитекторов М. Н. Грудистова и А. В. Мусселиуса был возведен новый храм Преображения Господня из красного кирпича с шатровой колокольней. Посредине железной двускатной крыши возвышался восьмигранный купол с окном в каждой грани, увенчанный деревянным крестом.

Преображенская церковь, освящённая 26 января 1871 года, сохранилась до наших дней, хотя и без центральной части крыши.

Что касается самого Васильевского монастыря, то он был упразднен во время екатерининских реформ в 1764 году. В обители к тому времени оставалось всего два монаха. Монастырские церкви стали приходскими. Валаамские иноки еще раньше вернулись на Валаам.

В 1850 году местный священник открыл в селе школу. У церкви стояла высокая деревянная колокольня и находилась сторожка. По воскресениям с утра на широкой паперти церкви толпились нищие, к ней подъезжали экипажи помещиков — по выходным церковь всегда была переполнена.

В Материалах императорской археологической комиссии хранятся документы 1906 года, свидетельствующие о том, что храмы Васильевского погоста находились в числе охраняющихся памятников древнерусской архитектуры и велись ремонтные работы. В Васильевском храме до революции сохранялись ценные богослужебные книги, иконы в иконостасе были древнего греческого письма.

После революции, в 1930-х годах, храмы закрыли.

Священник церквей Васильевского погоста протоиерей Воробьев Вениамин Михайлович был арестован в 1937 г. и приговорен к высшей мере наказания. С колокольни Преображенской церкви были сброшены четыре колокола, они разбились о каменные плиты, которыми был выложен вход. Церковные помещения использовались как зернохранилища, а затем как сельский клуб.

На обитой железом кровле церкви св. Василия Кесарийского сушили зерно, его поднимали наверх по приставной лестнице и разбрасывали по скатам. А внутри здания устроили сельский клуб с библиотекой, два раза в неделю под патефон здесь устраивали танцы и трижды на неделе показывали кино.

Во время Великой Отечественной войны, несмотря на близость фронта, здания храмов удивительным образом не пострадали. Во время бомбежек и обстрелов оставшиеся жители села прятались в храме св. Василия, стены которого достигают почти 3 метра в толщину; часто ночевали в храме на деревянных скамейках, и вспоминали потом, что там было тепло и уютно.

В годы войны в храме Преображения военные организовали офицерский клуб и устраивали концерты, тогда были замазаны краской настенные росписи. Как клуб использовали здание и после войны.

В 1960 году церкви в деревне Чернавино были признаны памятниками федерального значения. После этого рядом был построен новый деревенский клуб, но сами храмы оказались брошенными и медленно разрушались.

В 1990-х годах, на пожертвования, собранные православными приходами Волховского района, был произведен частичный ремонт храма св. Василия Кесарийского и там изредка совершались богослужения.

Храм Преображения Господня сильно обветшал, со временем стала обрушаться кровля. И, несмотря на статус памятника архитектуры областного значения, находится в аварийном состоянии и продолжает разрушается.

В 2003 году храмы бывшего Васильевского монастыря были приписаны к Никольскому мужскому монастырю.

На территории бывшего Васильевского монастыря при церкви св. Василия Кесарийского в селе Чернавино был устроен Васильевский женский скит.

У дороги, что ведет от шоссе к в Васильевскому скиту, стоит небольшая кирпичная часовня св. Василия Великого, построенная во второй половине XIX века в неорусском стиле. Она не так давно была отреставрирована и в октябре 2017 года вновь освящена.

Часовня св. Василия Великого открыта с 10.00 до 18.00

Молебны совершаются св. Василию по субботам в 12.00

Координаты: 59.998677, 32.311471





По материалам сайтов
https://nikskit.ru/
http://ladogamuseum.com/
https://it-s-a-wonderful-world.ru/